Слагаемые профессионального имиджа педагога

Основные составляющие педагогического имиджа.

Основными составляющими педагогического имиджа являются:

  • внешний облик;
  • использование вербальных и невербальных средств общения;
  • внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
  • личностные качества;
  • профессиональные умения.

Личностные качества.

Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Профессиональные умения.

Профессиональные качества последуют личностным, сохраняя при этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется”, - считает известный педагог, академик В.П. Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него профессиональные свойства и качества.

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”

Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке. Основными функциями педагогического общения являются:

  1. информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией);
  2. социально-перцептивная (восприятие социальных объектов);
  3. самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению);
  4. интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями);
  5. аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения);

Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке.

Формирование профессионального имиджа педагога.

Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.

Методические пособия

Учебное пособие «Технология трудоустройства»

Сборник докладов по материалам Всероссийского онлайн семинара «всероссийский опыт центров карьеры в организации деятельности по содействию трудоустройству студентов и выпускников

Педагогические вакансии

Информация о вакансиях в образовательных организациях города Челябинска

Информация о вакансиях в образовательных организациях Челябинской области

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?