Основные составляющие педагогического имиджа.
Основными составляющими педагогического имиджа являются:
- внешний облик;
- использование вербальных и невербальных средств общения;
- внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;
- личностные качества;
- профессиональные умения.
Личностные качества.
Исследователи отмечают обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Профессиональные умения.
Профессиональные качества последуют личностным, сохраняя при этом большую автономность. “В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется”, - считает известный педагог, академик В.П. Беспалько. В массовой школе нельзя надеяться только на личностные – пусть самые хорошие! – свойства учителя, нужно заранее формировать у него профессиональные свойства и качества.
Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.
Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.
Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.
Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”
Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.
Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке. Основными функциями педагогического общения являются:
- информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией);
- социально-перцептивная (восприятие социальных объектов);
- самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению);
- интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями);
- аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения);
Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке.
Формирование профессионального имиджа педагога.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Необходимо формировать имидж современного педагога. Это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты.
Методические пособия
Учебное пособие «Технология трудоустройства»
Педагогические вакансии
Информация о вакансиях в образовательных организациях города Челябинска
Информация о вакансиях в образовательных организациях Челябинской области